Комната для чата — это интерфейс, который позволяет двум или более людям общаться в чате и отправлять сообщения всем, кто находится в комнате. Сегодня мы поговорим про то, как создать простое чат-приложение на Python и разрешить нескольким клиентам подключаться к нему с помощью сокетов.
Мы используем встроенный в Python сокет-модуль. Он дает возможность осуществлять операции с сокетами. Эти операции широко используются в Интернете: они стоят за любым подключением к любой сети.
Кроме того, для изменения цвета текста, нам понадобится пакет colorama. С помощью этого пакета мы сможем присвоить цвет каждому клиенту в нашем чате. Давайте установим этот модуль:
pip3 install colorama
Поскольку мы используем сокеты, нам нужен серверный и клиентский код. Давайте начнем с серверной части.
Серверная часть
В нашей архитектуре вся работа сервера заключается в выполнении двух основных операций:
- Прослушивание клиентских подключений. Если подключается новый клиент, мы добавляем его в нашу коллекцию клиентских сокетов
- Запуск нового потока для каждого подключенного клиента, прием сообщений, отправленных от клиента, и трансляция их всем другим пользователям.
Приведенный ниже код создает TCP-сокет и привязывает его к адресу сервера, а затем прослушивает поступающие соединения:
import socket from threading import Thread # server's IP address SERVER_HOST = "0.0.0.0" SERVER_PORT = 5002 # port we want to use separator_token = "<SEP>" # we will use this to separate the client name & message # initialize list/set of all connected client's sockets client_sockets = set() # create a TCP socket s = socket.socket() # make the port as reusable port s.setsockopt(socket.SOL_SOCKET, socket.SO_REUSEADDR, 1) # bind the socket to the address we specified s.bind((SERVER_HOST, SERVER_PORT)) # listen for upcoming connections s.listen(5) print(f"[*] Listening as {SERVER_HOST}:{SERVER_PORT}")
Обратите внимание, что мы использовали 0.0.0.0 в качестве IP-адреса сервера. Это охватывает все адреса IPv4 на локальном компьютере. Вы можете задаться вопросом, почему мы просто не используем localhost
или 127.0.0.1. У сервера может быть два IP адреса, допустим 192.168.1.2 в одной сети и 10.0.0.1 в другой. При указании адреса 0.0.0.0 сервер слушает обе сети.
Мы еще не принимаем соединения, так как не вызывали метод accept()
. Приведенный ниже код завершает наш бэкенд:
def listen_for_client(cs): """ This function keep listening for a message from `cs` socket Whenever a message is received, broadcast it to all other connected clients """ while True: try: # keep listening for a message from `cs` socket msg = cs.recv(1024).decode() except Exception as e: # client no longer connected # remove it from the set print(f"[!] Error: {e}") client_sockets.remove(cs) else: # if we received a message, replace the <SEP> # token with ": " for nice printing msg = msg.replace(separator_token, ": ") # iterate over all connected sockets for client_socket in client_sockets: # and send the message client_socket.send(msg.encode()) while True: # we keep listening for new connections all the time client_socket, client_address = s.accept() print(f"[+] {client_address} connected.") # add the new connected client to connected sockets client_sockets.add(client_socket) # start a new thread that listens for each client's messages t = Thread(target=listen_for_client, args=(client_socket,)) # make the thread daemon so it ends whenever the main thread ends t.daemon = True # start the thread t.start()
Как упоминалось ранее, мы добавляем подключенный клиентский сокет в коллекцию наших сокетов. Затем запускаем новый поток и устанавливаем его как поток демона (daemon thread), который выполняет определенную нами функцию listen_for_client()
. При наличии клиентского сокета эта функция ожидает отправки сообщения с помощью метода recv()
и затем отправляет это сообщение всем другим подключенным клиентам.
Наконец, давайте закроем все сокеты:
# close client sockets for cs in client_sockets: cs.close() # close server socket s.close()
Хорошо, с серверным кодом покончено, теперь давайте углубимся в код клиентской части.
Клиентская часть
Клиент выполняет три основные операции:
- Подключение к серверу
- Прослушивание сообщений, поступающих с сервера и вывод их на консоль (чтобы от сервера поступило сообщение, клиент должен отправить его на сервер, а сервер — распространить)
- Ожидание сообщений от пользователей для их дальнейшей отправки на сервер.
Ниже представлен код для первой операции:
import socket import random from threading import Thread from datetime import datetime from colorama import Fore, init, Back # init colors init() # set the available colors colors = [Fore.BLUE, Fore.CYAN, Fore.GREEN, Fore.LIGHTBLACK_EX, Fore.LIGHTBLUE_EX, Fore.LIGHTCYAN_EX, Fore.LIGHTGREEN_EX, Fore.LIGHTMAGENTA_EX, Fore.LIGHTRED_EX, Fore.LIGHTWHITE_EX, Fore.LIGHTYELLOW_EX, Fore.MAGENTA, Fore.RED, Fore.WHITE, Fore.YELLOW ] # choose a random color for the client client_color = random.choice(colors) # server's IP address # if the server is not on this machine, # put the private (network) IP address (e.g 192.168.1.2) SERVER_HOST = "127.0.0.1" SERVER_PORT = 5002 # server's port separator_token = "<SEP>" # we will use this to separate the client name & message # initialize TCP socket s = socket.socket() print(f"[*] Connecting to {SERVER_HOST}:{SERVER_PORT}...") # connect to the server s.connect((SERVER_HOST, SERVER_PORT)) print("[+] Connected.")
Заодно мы устанавливаем цвет для каждого клиента (увидеть можно будет в выводе). Кроме того, давайте установим имя для каждого клиента, чтобы мы могли различать клиентов между собой:
# prompt the client for a name name = input("Enter your name: ")
Отлично, двигаемся дальше! Приведенный ниже код отвечает за вторую операцию — прослушивание сообщений с сервера и вывод их на консоль:
def listen_for_messages(): while True: message = s.recv(1024).decode() print("\n" + message) # make a thread that listens for messages to this client & print them t = Thread(target=listen_for_messages) # make the thread daemon so it ends whenever the main thread ends t.daemon = True # start the thread t.start()
Кроме того, мы хотим, чтобы прослушивание сообщений происходило в фоне, т.е. чтобы этот поток был потоком-демоном.
Переходим к последней операции — ожиданию сообщений от пользователей с последующей отправкой их на сервер. Сделаем это следующим образом:
while True: # input message we want to send to the server to_send = input() # a way to exit the program if to_send.lower() == 'q': break # add the datetime, name & the color of the sender date_now = datetime.now().strftime('%Y-%m-%d %H:%M:%S') to_send = f"{client_color}[{date_now}] {name}{separator_token}{to_send}{Fore.RESET}" # finally, send the message s.send(to_send.encode()) # close the socket s.close()
Мы добавляем цвет для каждого клиента, его имя, а также текущую дату и время к отправляемому сообщению. Дальше мы отправляем сообщение с помощью метода send()
. Для выхода из программы нужно будет ввести «q» в качестве сообщения.
Демонстрация функционала
Хорошо, теперь, когда мы закончили и серверную, и клиентскую часть, давайте проверим, как всё работает. Во-первых, давайте запустим один экземпляр сервера:
Круто, сервер мониторит предстоящие подключения клиентов, давайте попробуем запустить один экземпляр клиента:
Отлично! Первый клиент подключен к серверу и ему предлагается ввести имя пользователя. Теперь, чтобы убедиться, что он подключен, вернитесь к консоли сервера:
Обратите внимание, что сейчас мы используем адрес localhost
(127.0.0.1), так как это одна и та же машина. Но если вы хотите подключиться с других машин в той же сети, вы также можете это сделать, просто измените SERVER_HOST
в клиентской части кода с 127.0.0.1 на частный IP-адрес сервера.
Давайте запустим еще один клиент, чтобы они могли поболтать:
Удивительно! Как видите, сообщения клиентов отличаются цветом, что позволяет различать пользователей. Что ж, давайте запустим третьего клиента для развлечения:
Заключение
Отлично, теперь каждое сообщение, отправленное одним клиентом, отправляется всем остальным. Обратите внимание, что цвета меняются при каждом повторном выполнении сценария client.py.
Пожалуйста, сверьтесь с полным кодом, чтобы вы могли легко запустить чат-приложение самостоятельно!
Мы также советуем добавить больше возможностей в эту программу. Например, можно сделать оповещение для всех пользователей при подключении нового клиента!
Итак, сегодня мы поговорили о том, как создать чат-приложение на Python. Надеемся, данная статья была вам полезна!
Успехов в написании кода!
Перевод статьи «How to Make a Chat Application in Python».